«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

В июле на Beat Film Festival состоялась премьера документального фильма «ЗАЛ» о знаменитом боксерском клубе «Торпедо». Снос стадиона и здания зала начался в 2021 году.

Полина Свеженцева несколько лет работала над картиной и провела среди этих стен много времени, общаясь со спортсменами и фиксируя смену эпохи. Мы поговорили с ней о начале ее пути, образах, ее жанре и красоте спорта.

Расскажите немного о себе. Верно понимаю, что «Зал» — ваша первая большая документальная работа? Что снимали до этого? Если бы вас попросили назвать самых близких по духу авторов в игровом и документальном кино, то кто бы это мог быть?

«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

Я родилась в небольшом военном городе. С ранних лет начала рисовать, потом переключилась на фотографию. В итоге решила поступить в СПбГИКиТ на кафедру кинооператорского искусства.

Про кино я знала мало, просто хотелось продолжать фиксировать образы из своей головы.

Моя первая большая работа — игровой фильм «ИДТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ», который был моей дипломной работой. 

Сняв диплом, я поняла, что мне необходимо обрасти «мясом». «Мясо» — это жизнь и умение ее ретранслировать.

Я увлеклась документальными этюдами. Снимала всяких интересных мне людей, пыталась говорить с ними через камеру. Сережа с чердака, храбрая Вика, мальчики на фиксах. 

Постепенно у меня сформировался язык, который я бы назвала «художественная документалистика». Спустя 7 лет я сняла «ЗАЛ».

«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

 

«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

Честно говоря кино сейчас не очень люблю. Мне больше нравится живопись, и, по-моему, я ближе к русским передвижникам или местами к прерафаэлитам чем к кино.

А вообще — Вернер Херцог. Рекомендую всем его работы. По глубине мало что с ним можно сравнить.

В каком году и как вы начали работать над «Залом»? Сколько потратили на создание?

В 2019 году мой друг предприниматель Илья Окпыш позвонил и предложил «снять что нибудь» для клуба. Он сам ходит туда много лет и знал, что здание должны снести. 

Так все и началось. Я сразу поняла что это мой шанс сделать кино. Илья меня поддержал и полностью проспонсировал.

Сейчас мы ищем способы реализации для фильма. Чтобы у людей была возможность видеть его не только на фестивалях.

«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

Вы смотрите спорт? Какой вид в теории, как кажется, мог бы понравиться?

Я люблю смотреть бои без правил или профессиональный бокс. Во-первых, это красиво. Во-вторых — бой двух противников это идеальная драматургия. Силы равны значит побеждает что-то еще. Что?

 Два человека как две стихии на твоих глазах вступают в конфронтацию. Очень увлекательно.

«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

В самом начале вы проводите, как мне кажется, одну из главных параллелей, которая находит подтверждение на протяжении всего фильма: цикличность истории и символичность решений, которые сначала кажутся разрозненными фрагментами. Симонов монастырь, как один из важных оборонительных пунктов «превращается» в спортивный центр, где сражаются более привычные для нас бойцы. 

Да, кино о цикличности всего живого.

«Революцию же молодежь делает, пенсионеры не пойдут делать революцию. Она им не нужна» Отцы и дети вечный цикл. В 30-е взрывали храмы. И на месте монастырский полей построили стадион . А сейчас мои герои читают молебен на этой земле. Вот и замкнулся круг. 

Тренировка сама по себе тоже цикл. Дети взрослеют, стареют умирают. День сменяет ночь. Тихо течет река.

 

«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

Признаюсь, если бы не язык, то по кадрам и съемке скорее бы подумал, что смотрю европейский документальный фильм. Конечно, смотрю чрезвычайно мало любого российского кино, да и документального зарубежного тоже, но цветокоррекция и не только напомнили совсем другие страны. Действительно есть это различие, и как оцениваете постпродакшн и монтаж, все ли удалось?

Честно говоря, не понимаю почему создалось такое впечатление. Думаю, это что-то личное.

Вспомните Достоевского. Да, грязь, темнота, но какие герои! Какие сильные эмоции они переживают.

Мне кажется этот баланс между внешней сдержанностью и внутренней страстью очень близок нашей культуре. Кстати, корни этого ведут к православной культуре. Ведь все изобразительное идет от иконописи. Сравните наши иконы и католические например. 

«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

Может быть чем то мое изображение и напоминает скандинавское кино, но точно не в монтаже, не в выборе момента, не в чувственности в целом. 

Какой план вы использовали чаще всего в съемке, объясните тем, кто не снимает кино, почему именно такой лучше всего подходит для «Зала»?

Наверное речь идет о интерьерах зала? Не знаю, не могу сказать почему. Я же не просто оператор, я снимаю, зная как я это смонтирую, и рисую картину в целом, состоящую из сотни деталей. Так что, это как то интуитивно в голове складывается и получается решение. 

Насколько понимаю, вам было довольно просто «влиться» в коллектив, потому что почти все спортсмены ведут себя естественно и уже не обращают внимание на камеру. Что вы для этого сделали, какие сложности были?

Не очень просто. Процесс съемки людей очень интересный. 

Конечно, то, что вы видите в кино — не есть объективная правда. Я же ищу «свое» лицо в толпе. И, как правило, то что получается — результат некоторого бессловесного взаимоотношения. Он смотрит на тебя, ты — на него. Долго, через камеру. Попробуйте сделать так в жизни. Очень быстро с людей спадают маски. И останется что-то. Кое-что.

«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

За один съемочный день удавалась снять один такой портрет. И это большая удача, я считаю.

«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

Мне по душе тезис, что любой фильм и плод культуры не имеет какой-то тематической принадлежности: хорошо сделанная работа будет такой независимо от темы. Если «Зал» больше не о спорте и не драма, то о чем этот фильм? И что это?

Мне кажется любое произведение если докопаться будет о смерти. Она как мерило всех вещей.

Что это? Притча или сказка.

Я бы назвала себя сказочником, да. 

Выходит это сказка о смерти.

Вы упомянули о поэтике на презентации. Но в быту слово «поэтический» воспринимается по-разному и довольно стереотипно. Можете на примере нескольких сцен или кадров «Зала» объяснить, в чем проявляется поэтика?

Так. Я научу вас смотреть кино.

Вот один из эпизодов:

Тренер говорит: «Труд всегда выльется. Терпеть, работать».

После идут кадры: Шамиль молотит по груше. Портрет с черной лентой — тренер орет: «Выбор! Выбор!». Миша страдает на полу, терпит. «Пять! Четыре! Три! Два! Один!». Вода.

Это аллегория человеческой жизни. Любой! Выбора у нас нет. Только терпеть и работать. А труд он куда то да выльется. 

А внутри — прекрасные человеческие муки. Ведь это правда красиво. Посмотрите.

«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

Хотелось бы еще сказать, что мой язык всегда на стыке звука и изображения. У меня много музыки. В этот раз мне помог Женя Щукин (FMSAO). Он мой полноправный соавтор в этих поэтических моментах. 

Кстати, саундтрек уже в сети.

Финал истории зала кажется очевидным, но считывается по-разному. Ведь понятно, что переселение секции здесь абсолютно не играет какой-либо роли. Если бы дело было исключительно в помещении, то и отношение к истории зала была бы другой. 

Любое действие имеет комплекс причин. 

Конечно их не только переселили. И в фильме об этом говорится четко: «Ребята, мы строим вам новый зал. В этом зале вы будете тренировать детей бесплатно». На одной из встреч они говорят: «Нет ребят, надо деньги платить». Соответственно, теперь нет бесплатной детской секции.

Я сознательно сместила акцент в сторону. К тому, что для меня важнее.

Ведь архитектура — памятник. И память хранящаяся внутри. Куда повесить портрет, если стены нет?

«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

Но теперь есть кино. Считайте теперь это их цифровая стена.

«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

Судьба пока что туманна, но, надеюсь, кино возьмут еще на фестивали.  Ну а дальше — будем пробовать оказаться на платформах. 

Почему выбранный вами кадр для постера кажется наиболее подходящим?

А вот! Это ключик к разгадке фильма.

Дам подсказку: скульптура умирающий раб Микеланджело. 

«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

Как вы можете описать мужество и силу? Или какие образы представляются вам, когда слышите эти слова?

Я наверное, разделю эти понятия.

Мужество — способность трезво смотреть на вещи, переносить страдания, справляться со страхом.

Сила. На аркане «Сила» картах таро изображена женщина в белый одеждах склоненная надо львом. Она не борется с ним, она его приручила, своей любовью, чистотой. Мне близка эта трактовка!

«Только терпеть с прекрасными человеческими муками». Интервью с Полиной Свеженцевой — автором фильма «ЗАЛ» о легендарном боксерском клубе «Торпедо»

Вот бы только набраться мужества и быть этой дамой!

Есть стереотип, что режиссеры смотрят много кино: вы тоже? Какие 3 фильма вы посмотрели за последнее время?

Фуух… Нет я смотрю не много кино. Из последнего.

Атлантида — документальный фильм, который я посмотрела на Beat Film Festival. О жизни ребят живущих в пригороде Венеции. Документальное кино дает уникальную возможность увидеть мир за закрытыми дверями. Ну как бы мы еще узнали, что парень Дэниел живет жизнью нашего Вани? У них даже музыка одна. Это очень отрезвляет.

«Угрюмый» Филиппа Грандье. 

Этот режиссер — настоящий художник. Кино, похожее на сон. Глубоко, чувственно.

«Путешествие в Париж» Марии Поляковой — русский короткометражных фильм. 

О жизни мальчиков в колонии. Все актеры – из детской колонии. Потрясающая игра мальчиков! Все кино проплакала. Он кстати есть в открытом доступе, очень рекомендую.

 

Источник: sports.ru
In : Бокс

Похожие статьи

Оставить комментарий

Ваш емайл не будет опубликован. Обязательные поля помечены как (обязательное)

15 + тринадцать =